Адыгейский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования « Южно-Российский государственный политехнический университет(Новочеркасский политехнический институт) имени М.И.Платова

"ЮРГТУ НПИ"

главная карта сайта обратная связь панель

поиск по сайту


Вопросы и ответы

 1. Что такое менеджмент качества?

 

Концепция менеджмента качества является очередным шагом в эволюции подходов к повышению качества: контроль качества – обеспечение качества – улучшение качества – менеджмент качества. Важно отметить, что последующие в эволюционной цепочке подходы органично вобрали в себя конструктивные элементы предыдущих. Так, концепция контроля качества является неотъемлемой составной частью концепций обеспечения качества, улучшения качества и менеджмента качества. Применительно к сфере образования, несложно указать примеры применения данных подходов, введенных в обиход в разное время. Элементами контроля качества являются различные формы контроля академической успеваемости обучаемых. Принцип обеспечения качества нашел себе применение в концепции государственных образовательных стандартов, устанавливающих требования к содержанию и уровню подготовки по направлениям и специальностям высшего образования. Идеи улучшения качества нашли свое отражение в сложившихся практиках проведения конкурсов лучших дипломных работ, научно-исследовательских работ студентов, лучших методических разработок и т.д., мотивирующих персонал и обучаемых к активизации усилий по совершенствованию собственной деятельности.

В соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000 менеджмент качества следует понимать как целенаправленную деятельность по обеспечению заданного уровня качества и систематическому его улучшению. Применительно к сфере образования менеджмент качества можно рассматривать как часть общего процесса управления образовательным учреждением, направленную на достижение установленного уровня качества (определяемого потребностями заказчиков) и планомерное его повышение при активном вовлечении персонала (научно-педагогических работников) и всех заинтересованных сторон (регулирующих органов, общественных институтов, работодателей и т.д.) на основе мотивации.

 

 2. Что такое качество образования?

 

Согласно закону РФ «Об образовании» и положениям международных стандартов серии ИСО 9000:2000 качество образования следует понимать как степень удовлетворенности потребителей (обучаемых) и всех заинтересованных сторон (государства, общества, субъектов экономической и социальной жизни) содержанием, технологиями и результатами образования. Таким образом, следует подчеркнуть, что понятие качества относится не только к результатам образования (знания, навыки и т.д.) но и к процессам (образовательной, научной, инновационной и социальной деятельности), при рассмотрении их на всех этапах жизненного цикла и оценке их эффективности и результативности.

 

 3. Каким образом обеспечиваются гарантии качества подготовки в ЮРГТУ (НПИ)?

 

В ЮРГТУ (НПИ) исторически сложилась многоуровневая система менеджмента качества, обеспечивающая непрерывный контроль качества подготовки специалистов. Основу данной системы составляют: совокупность форм контроля (текущий - аттестации, промежуточный – зачеты и экзамены, итоговый – государственные экзамены и дипломирование) академической успеваемости обучаемых, методов управления образовательным процессом (включая планирование и контроль работы научно-педагогического состава), форм и процедур государственного контроля и надзора (лицензирование, аттестация и аккредитация). Организационной основой сложившейся системы являются линейные (кафедры, факультеты, институты, колледжи и т.д.) и функциональные (учебно-методическое управление, отдел маркетинга образовательной деятельности, студенческий отдел кадров, стипендиальный отдел бухгалтерии и т.д.) структурные подразделения университета, деятельность которых в части образовательной деятельности координируется учебно-методическим управлением университета.

В целях повышения конкурентоспособности ЮРГТУ (НПИ) в 2000 году в университете была намечена программа мероприятий по адаптации существующей системы менеджмента качества к требованиям международных стандартов серии ИСО 9000, конечной целью которой является достижение мирового уровня качества образовательной деятельности, подтвержденного сертификацией системы менеджмента качества на соответствие ИСО 9001:2000. С целью координации действий по реализации данной программы в структуре университета создана лаборатория менеджмента качества.

 

 4. Что такое система менеджмента качества?

 

Совокупность организационных структур (включая лабораторию менеджмента качества, группы менеджмента качества и уполномоченных по качеству в структурных подразделениях и т.д.) и деловых процессов (проверки соответствия системы менеджмента качества установленным администрацией требованиям, называемой также аудитом системы менеджмента качества, устранения причин и последствий сбоев в реализации основных направлений деятельности университета, приводящих к несоблюдению установленных требований) предназначенная для достижения целей в области качества посредством применения методологии менеджмента качества. Таким образом, система менеджмента качества является подсистемой общей системы управления университетом, направленной на решение задач связанных с качеством. Следует заметить, что неотъемлемой частью системы менеджмента качества является документация, включающая политику в области качества (документа принятый руководством университета, устанавливающий цели и задачи университета в области качества), руководство по качеству (документ, описывающий структуру и порядок деятельности системы менеджмента качества), документированные процедуры (формальные требования к порядку осуществления различных видов деятельности – например «Порядок проведения экзаменационной сессии», «Порядок разработки и согласования учебных планов») и записи по качеству (документальные свидетельства, отражающие деятельность системы менеджмента качества, такие как отчеты о внутренних и внешних проверках системы менеджмента качества, отзывы обучаемых и работодателей, протоколы совещаний, посвященных анализу проблем связанных с качеством), регламентирующая и отражающая ее деятельность.

 

 5. Какие цели в области качества ставит перед собой ЮРГТУ (НПИ)?

 

Цели в области качества ЮРГТУ (НПИ) на 2009г. определены решением администрации университета и ученого совета следующим образом:

- валовой доход (внебюджетные поступления) – 598,4 млн. руб.;

- объем централизованного фонда – 90 млн. руб.;

- контрольные цифры приема - на основании государственного плана набора 2009 г.;

- развертывание не менее 5 новых программ профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации кадров, увеличения числа студентов, получающих 2-е высшее образование на 5 %;

-  внедрение рейтинговой системы оценки деятельности подразделений университета;

- проведение ярмарки вакансий и профессий совместно с предприятиями ЮФО на базе ЮРГТУ (НПИ);

- повышение квалификационного уровня ППС и научных сотрудников ЮРГТУ (НПИ), подготовка научных сотрудников ЮРГТУ (НПИ), подготовка научных кадров (обеспечении показателя 12,5% докторов наук и 66 % ППС со степенями и званиями);

- запуск в опытную эксплуатацию «ИАСУ ВУЗ» во всех факультетах университета;

- завершение оснащения специализированным лицензионным программным обеспечением компьютеров, используемых в учебном процессе, а также служб, обеспечивающих учебный процесс и разработки программных средств для учебного процесса и управления вузом;

- завершение ввода в эксплуатацию первой очереди Центра наукоёмких образовательных технологий в составе 2-х многопрофильных поточных аудиторий и 3-х многофункциональных мультимедийных лабораторий на базе УБК, включая организацию повышения квалификации преподавателей;

- завершение благоустройства студенческого городка.

 

6. Кто отвечает за качество подготовки специалистов в ЮРГТУ (НПИ)?

 

В соответствии с законодательством РФ и международными стандартами серии ИСО 9000:2000 за качество подготовки специалистов в ЮРГТУ (НПИ) отвечает администрация университета в лице ректора.

 

 7. Каким образом связана деятельность ЮРГТУ (НПИ) в области качества учебного процесса с т.н. «Болонским процессом»

 

Очередной вехой в сложном пути реформ высшего образования является подписание 19 сентября 2003 года министром образования РФ декларации о присоединении Российской Федерации к так называемому Болонскому процессу. Данное событие является закономерным продолжением проводимой правительством РФ политики, направленной на создание «четырех общих пространств РФ и ЕС», одним из которых является «образовательное пространство», что, в свою очередь, является продолжением тенденции к глобализации мировой экономики.

В этих условиях целесообразной является постановка вопроса о том, каким будет путь в «болонский процесс» для ЮРГТУ (НПИ), учитывая специфику ЮРГТУ (НПИ), являющегося одним из крупнейших политехнических вузов России, обладающего вековым опытом подготовки инженерных кадров, органично сочетающим в своей деятельности лучшие традиции европейской и российской высшей школы и инновационные технологии в образовании и науке.

Очевидно, что критерием успешности данного процесса является динамика изменения качества образования. Именно качество образования, как отмечается в резолюции съезда европейских ректоров вузов (г. Саламанка, 29–30 марта 2001 г.) является «краеугольным камнем» и «основополагающим условием» доверия, релевантности, мобильности, совместимости и привлекательности, т.е. основных целей «болонского процесса».

В этой связи следует рассмотреть ряд сфер деятельности, обуславливающие внедрение болонских принципов в деятельность ЮРГТУ (НПИ):

- Университет должен обеспечить выработку совместимой (с принятыми авторитетными международными организациями) системы управления качеством, ориентированной на пороговые стандарты высшего образования, которые устанавливают требования к уровню подготовки выпускников (результаты), но не временные и содержательные параметры процесса. Иными словами, в пороговых стандартах, как нормах качества высшего образования, должно произойти смещение акцентов с количественно-затратных показателей на показатели результата: компетентность, обученность, знания.

- Университет должен принять участие в работе систем независимого оценивания, связанных с т.н. европейскими «знаками качества» для широких предметных областей высшего образования (контроль качества без национальных границ). Здесь, скорее всего, окажется привлекательным путь участия в работе аккредитационных структур, которые будут независимыми от государственных и общеевропейских органов власти. Особенно следует принимать во внимание существующие и будущие общеевропейские сети по предметам (профилям, специальностям, направлениям подготовки). Предполагается, что эти аккредитационные структуры станут устанавливать минимальные стандарты для отдельных дисциплин или их совокупностей, а также инициировать процедуры измерения скорее на уровне отдельных образовательных программ (предметов), нежели на уровне высших учебных заведений. При этом им будет дано право присуждать т.н. «Знаки качества», основанные на европейских стандартах, не искаженных национальными табелями о рангах.

- Университету следует активно внедрять инновационные подходы к стандартам качества корпоративного и транснационального образования (франчайзинг, оффшорные структуры, кампусы и их сети, частно-тренинговые компании, твиннинг; провайдерные университеты и агентства; виртуальные университеты и т.д.). Особенно актуальным данное условие является в контексте планируемого подписания Генерального соглашения о торговле услугами (GATS — General Agreement on Trade Services), что несомненно приведет к усилению конкуренции на рынке образовательных услуг. Учитывая специфику ЮРГТУ (НПИ), как крупного вуза расположенного в небольшом провинциальном городе, следует предположить особенную значимость конкурентных преимуществ для дальнейшего существования университета.

Новости

13 июля

Молодежный образовательный форум "Селигер-2013"

01 июля

Молодежный образовательный форум "Волга - 2013"

30 июня

Защита дипломных проектов состоялась

Статьи

14 мая 2013, вторник
13 мая 2013, понедельник
22 ноября 2012, четверг

Лишение прав за 0,2 промилле

Голосование

А Вам необходимо высшее образование?
Безусловно необходимо
Необходимо, но не принципиально
Учусь потому, что требуют реалии жизни
Не знаю. Родители заставили

 

Расписание

Текущее время --

ПЕРВАЯ ПАРА 09.00 - 10.30
ВТОРАЯ ПАРА 10.45 - 12.15
ТРЕТЬЯ ПАРА 12.50 - 14.20
ЧЕТВЕРТАЯ ПАРА 14.35 - 16.05
ПЯТАЯ ПАРА 16.15 - 17.45

Календарь

Увлечения

Наша команда
Наша команда
(61.82 Kb)